четверг, 31 мая 2012 г.

Настоящая Верона

Поездка из Римини в Верону. В город, где текут серо-бирюзовые воды Адидже, стоят древнеримская арена и средневековый замок Кастельвеккио. Мосты здесь подняты из воды, а уютные улочки проходят сквозь фасады несохранившихся зданий.

Прямых поездов от Римини до Вероны нет. Ехать нужно с пересадкой в Болонье. Расписание поездов можно посмотреть на сайте итальянских железных дорог www.trenitalia.com. Билет в одну сторону во 2-ой класс обошёлся нам в 14,15 € на человека. Поезда простые – Regionale, что-то вроде наших электричек. На перронах или в переходах стоят жёлтые валидаторы, где надо прокомпостировать билетики. Без этого они недействительны, и можно нарваться на штраф. До Болоньи ехать примерно 1,5 часа. Там у нас был небольшой перерыв, в который мы успели пройти сотню метров влево от вокзала. Пусть крошечную, но всё же поставили галочку напротив этого города. Были!
Хотя до центра города мы понятное дело не дошли. Одна из особенностей города – длинные галереи с колоннадами. То ли это было сделано из-за погодных условий в городе (одна из галерей ведет к популярному месту паломничества, за городом), то ли из-за желания жадных владельцев сдаваемого жилья расширить площади квартир для огромного количества студентов в самом ученом городе страны!
Времени у нас было немного, мы налили воды в питьевом фонтанчике на перроне и пошли искать наш поезд. По пути нас остановила немного запыхавшаяся женщина и спросила «… Where is?... ээ… Десять?» Перевожу, ей нужен был 10-й путь. Как-то она не сразу поняла, что мы тоже русские и очень обрадовалась, когда это наконец до нее дошло! Оказалось, что на 10-й платформе её ждал муж, а она не могла её найти. Вообще-то, в переходе на больших табличках большими цифрами были подписаны выходы на платформы. 10-я была буквально следующей. Но когда я указала ей на неё, она как-то засомневалась и пошла в ту сторону с явным недоверием. А мы пошли на наш поезд. Ехать от Болоньи до Вероны тоже примерно 1,5 часа.
По дороге из Римини мы проехали два уже знакомых нам места! Первое – это город Форли. Наша гостиница была как раз рядом с ж/д путями. И сейчас мы её увидели из окна поезда! Второе – это городок Монтекатини Терме. С вокзала этого города наши ребята ездили к морю, пока мы были в Пизе.

Верона находится в регионе Венето, в том же, что и Венеция.
Вокзал в Вероне расположился на краю города. Каком-то безлюдном краю. Но до центра совсем недалеко. Первое, что мы увидели – это река Адидже. Её быстрые и спокойные воды странного серо-бирюзового цвета! Абсолютно непрозрачные!
Затем мы вышли к городским воротам Порта Нуова, построенным в XVI веке.
За ними начинается одноименный широкий мощёный проспект. Он упирается в Портони (ворота) дела Бра, за которыми собственно и начинается исторический центр города. Знакомые «ласточкины хвосты» на верхних кромках стен напоминают родной Московский Кремль. Дело в том, что его тоже строили итальянцы. Примерно через сто лет после постройки замка в Вероне. Оказывается, это характерный признак Гибеллинов.
О столь широко известных и полностью придуманных достопримечательностях Вероны скажу чуть позже. Сейчас могу только упомянуть о том, что именно здесь разворачивается действие самой известной истории любви – Ромео и Джульетты. А поэтому и самому Шекспиру тут место тоже нашлось.
За Портони дела Бра вход на главную площадь города – пьяцца Бра (Piazza Bra). На ней расположен древнеримский амфитеатр (арена ди Верона).
Амфитеатр, по-моему, ровесник Колизею и сохранился гораздо лучше, однако сильно уступает римской легенде в популярности. В отличие от Колизея, Веронский амфитеатр не простаивает зря. Он активно используется в качестве площадки для оперных выступлений. В сезон здесь проходят концерты, собирающие большое количество любителей классической музыки. В одном из отзывов нашла описание одного такого концерта. Оно было подобно попаданию в сказку, но у нас не было никакой возможности попытаться прикоснуться к этому волшебству, оставалось только представлять, как тут может быть хорошо. Ночь над Вероной, подсвеченные арки древнеримского сооружения. Рассказчики купили недорогие билеты, предполагавшие сидение на голых каменных скамьях. Но за жаркий день камень сильно нагревается и становится теплым и приятным. Невероятное мастерство древних мастеров обеспечило потрясающую акустику, а высокие места позволяют обозревать всё великолепие захватывающего действа в столь «настоящих» декорациях!
На площади стоит памятник Виктору Эммануилу II и фонтан Альпы. Фонтан по сравнению с произведениями искусства древних мастеров (например, фонтан Треви в Риме) абсолютно никакой!
На ru.wikipedia.org нашла фотографию площади второй половины XIX века. Ни фонтана, ни памятника, ни парка, ни вообще деревьев!
В поисках нужной улочки мы обошли арену почти полностью. И свернули видимо не туда! В городе совершенно невозможно ориентироваться! Вроде и улицы подписаны, и карта есть. Но мы сделали круг и немного попетляли, прежде чем выйти к нужной достопримечательности. Но пока мы бродили, прошли по уютным улочкам мимо магазинов и интересных внутренних двориков. Прошли несколько площадей, соборов, полосатых базилик и еще много чего.
На Пьяцца делле Эрбе в античные времена располагался форум.
В одном из двориков, куда мы заглянули, стояли трибуны и сцена.
В следующем были странные застеклённые колодцы.
На пьяцца Данте или пьяцца Синьории стоит памятник Данте Алигьери.
Сразу за площадью – арки Скалигеров – готические надгробия трёх представителей рода Скалигеров, управлявшего Вероной в XIII - XIV веках. Рядом – церковь Санта Мария Антика.
Ну и теперь о главных достопримечательностях города. Придуманных. Местах, прославленных Ромео и Джульеттой. Шекспир в городе ни разу не был. Он списал свою историю с другой, итальянской. Прообразами героев которой действительно послужили какие-то реальные местные жители. Именно их дома и гробницы и превращены в точки идолопоклонства. Самая печальная из них – гробница Джульетты. Она пустая. Ещё одна достопримечательность ограничилась простой цитатой на глиняной табличке и упоминанием в путеводителях. За арками Скалигеров сразу направо – это дом Ромео. Дом принадлежит частным владельцам, которые категорически отказываются продавать его городу или устраивать там музей. На первом этаже там ресторанчик. Но при нас он был закрыт.
Ну и апофеоз всего этого безумия – дом Джульетты.

Есть замечательный фильм – «Письма к Джульетте». Красивая история о том, что стена знаменитого дома Джульетты превращена в огромный почтовый ящик, где влюблённые со всего света оставляют свои послания. И есть некий коллектив женщин, которые эти послания собирают и по возможности отвечают. Очень красивый, романтичный фильм. И главное, очень чисто и по-настоящему уютно показано само место. Тёплое лето, лёгкий ветерок теребит вставленные между кирпичами листочки с заветными посланиями. Конечно, хотелось увидеть нечто подобное.

Но, слава интернету, существуют всевозможные сайты со множеством отзывов туристов. С фотографиями! Я увидела и прочитала, что на самом деле сейчас представляет из себя самая романтичная достопримечательность. Для посланий отштукатурена и покрашена белой краской внутренняя поверхность арки, ведущей во дворик. Точнее периодически закрашивается. Потому что «записочки» теперь оставляют маркерами прямо на стене. Когда белое пространство заканчивается, клеят стикеры. Или просто клочок бумажки из кармана, прилепленный на жвачку. Проход метров 5-10. Одним словом, подъезд неблагополучного дома в каком-нибудь трущобном районе, а не романтическая достопримечательность! Прочитав всё это, я всё равно была неприятно удивлена увиденным. И даже фотографировать эти записки не стала.
Толпы народу в узеньком дворике конечно тоже на нужный лад не настраивают. Ещё и искали мы этот двор долго. Но возможно, весь негатив от этого места у меня от мерзкого старикашки, прогнавшего нас со ступенек его магазина. Чем-то мы ему сильно помешали.
Сам дом построен в XIII веке. Принадлежал семье Даль Каппелло (прообраз семьи Капулетти). Потом был продан и в дальнейшем дом видел много всего. В XIX веке был постоялым двором. В начале XX века дом приобрёл город, что бы сделать там музей. Особый интерес к нему проснулся после выхода в 1936 году фильма Джордда Кьюкора «Ромео и Джульетта». В последствии дом был реконструирован и «подогнан» под декорации фильма. Часть декораций перекочевали во внутреннее убранство дома.
Ну и напоследок о «невинности». Сколько там было лет Джульетте? 14? Девочка может и на выданье, но явно была невинным ребёнком. Чистую любовь к прекрасному юноше, воспевающему её красоту, затмевающую луну, вряд ли можно как-то опошлить. Но туристов хлебом не корми, дай что-нибудь потереть на счастье. ЧТО можно потереть у статуи 14-летней девочки? Ну и естественно, затёрли место добела!

Говорят, что туристов в Верону привлекли именно эти искусственные завлекалочки. Да, Италия полна городков с двухтысячелетними аренами, древнеримскими форумами, средневековыми замками… Наверное, без Шекспира не было бы такого массового паломничества в этот потрясающий город, такой же, как сотни других в этой стране. Но мне он понравился своей атмосферой, множеством внутренних двориков с крайне непредсказуемым содержанием, уютными улочками и потрясающей набережной Адидже!

Именно набережная была нашим последним обязательным пунктом программы. До неё совсем недалеко от дома Джульетты. На противоположном берегу раскинулся древний замок Сан-Пьетро и римский театр. Было бы крайне заманчиво побродить там. Они стоят на возвышении, и оттуда должно быть открывается чудесный вид на город. Но, к сожалению, у нас уже не было на это времени. Мы даже не переходили через реку, а только прошли по набережной вдоль серо-бирюзовых вод Адидже.

Кстати мост, к которому мы вышли – Понте Нуово – как и все веронские мосты, был разрушен немцами и восстановлен из найденных в реке остатков.
Пройдя немного по набережной, мы свернули на какую-то улочку, ведущую обратно к многолюдному центру города. И оказались у мощных стен церкви Санта Анастазия.
Рядом с церковью установлен висячий саркофаг Гульельмо ди Кастельбарко, созданный в 1320 году. Он считается предшественником арок Скалигеров.
А дальше снова улочки с магазинами и кафе. Именно вот эта Верона понравилась мне больше всего. Вечер понедельника. Местные жители по старинным улочкам идут домой. Идут не в первый раз и всё равно задирают головы, рассматривая элементы древней архитектуры.
Именно здесь и сейчас у меня возникли мысли о том, что этот город действительно живёт. Почему то больше нигде у меня не появлялось ощущения явного присутствия повседневности, реальности. Ни в Риме, где мы успели побродить по городу, ни во Флоренции, где мы заблудились среди частных вилл. Повседневность не в плохом смысле. Это скорее восприятие города именно настоящим местом жизни его горожан, а не туристическими декорациями. Те же лавочки с магнитами, кафе, бродящие толпы туристов с фотоаппаратами, всё то же самое, но по-настоящему. Я подумала о том, что люди здесь живут, работают. Кто-то здесь родился, кто-то сюда переехал.
Мы снова прошли через площадь Эрбе, теперь с другой стороны. Прошли мимо Порта Борсари – фасада несохранившегося древнеримского здания. (Вид с обратной стороны):
Замок Кастельвеккио (итал. Castel Vecchio — старый замок) основал Кангранде I делла Скала в XIV веке. За замком на другой берег Адидже перекинут мост Скалигеров.
Всё. Мы снова вышли на проспект Порта Нуова и направились к вокзалу. Купили билеты и сели ждать, когда на табло появится наш поезд. Табло у них, мне кажется, из середины XX века. Оно всё состоит из вращающихся табличек. Есть ещё такие календари, когда табличка со следующей датой перекидывается вокруг оси. Вот и тут каждая буква и цифра были на такой табличке. Когда уезжал один поезд и внизу добавлялся следующий, всё поле с характерным шелестением менялось. Мы с удовольствием наблюдали этот процесс несколько раз.
Дешёвые билеты были на уж очень неудобное время. Поэтому мы взяли билеты в 2 раза дороже, вся дорога обратно во втором классе нам обошлась в 30,40 € на человека. Зато мы ехали в  Eurostar. Это поезда повышенной комфортности. Отсеки образованы 4 комфортными креслами с раскладывающимися столиками посередине. Полупустые вагоны. Кондиционеры и чистота.
Была одна заминка. Мы подошли к двери вагона. Закрыта. Соседняя тоже… странно… не во все вагоны посадка что ли?.. С классами не запутаешься, они написаны у входа. Наконец-то нашли открытую дверь. Оказалось! На двери есть специальная кнопочка. Нажимаешь, дверь открывается. То ли электричество экономят, то ли кондиционер жалеют… Но оказывается, что на новых поездах в метро у нас тоже такая кнопка есть. Правда, непонятно зачем. Всё равно же всегда всё само открывается! Чтобы выйти из вагона, надо произвести такую же манипуляцию, только изнутри. Кнопки подсвечены и подписаны, это просто мы, тормоза, не заметили сразу.
Опять пересадка в Болонье. Вторая электричка была гораздо проще Евростара. За окном было уже темно. И хотя в европейских поездах нет характерного стука колёс, дорога всегда навевает философские мысли. Я думала о волшебной Италии, обо всех городах, по которым мы проехали. В первую очередь, конечно же о Риме! И хотя, мы ещё не покидали эту страну, всё равно уже думалось: «А вернусь ли я когда-нибудь сюда?» Верона стала частичкой той Италии, которая навсегда останется в моём сердце.

Полный фотоальбом можно посмотреть здесь «Настоящая Верона»

Комментариев нет:

Отправить комментарий