воскресенье, 13 октября 2013 г.

Один мой день или письмо про халяву, свет и современное искусство

Пока до тебя идут письма со страничками моего кубинского дневника, расскажу про один обычный осенний день на Родине. В Москве бурлит жизнь! С 20 сентября по 20 октября проходит 5 Московская биеннале современного искусства. В первых числах октября столица попала в Круг света. Примерно тогда же город принял олимпийский огонь, задул его и зажёг магическим ФСОшным способом. Сразу скажу, в современном искусстве и Олимпиаде я ничего не понимаю, а вот в собирании халявы - эксперт!
День начался как обычно - пришлось собрать все силы и способности, чтобы встать с постели. Всё ещё в сонном состоянии добравшись до офиса, первым делом делаю кофе и проверяю почту. Ну ладно, не только почту. Обычно утро на работе у меня "начинается" несколько дольше положенных5 минут. Пока посмотришь новости, пока со всеми поздороваешься... Как раз время обеда.  А тут ещё пришла sms от SunLight. Мол, приходите и получите браслетик. Ага! Знаем мы эту халяву! Строка "Смотри подробности на сайте" обычно означает, что где-то внизу мелким шрифтом есть приписка, что нужно совершить покупку на 999 тысяч, при этом стать 999-м покупателем и тогда будет тебе счастье. Не поленилась, залезла! Нет мелкого шрифта... Странно... Пришлось потратить ещё полчаса на чтение подробных правил акции. Нету... Приходишь и получаешь. Надо зайти вечером, попробовать урвать браслетик!
 
После обеда для приличия надо сделать что-нибудь полезное! Эм.... Тут тааакой интересный пост про Китай нашла! Ты знаешь, что китайские игральные карты выглядят совсем иначе? Потом вечерний кофе и пора домой! Но одно деловое письмо я всё же успела отправить, так что совесть чиста!
 
Меня поражает собранность и целеустремлённость некоторых людей. Захотел стать интеллигентным человеком – взял и получил образование. Например, в метро! Станция Театральная. При мне немолодой мужчина в один момент получил диплом о высшем образовании! Вон как надо! А то некоторые по 5 лет мучаются.
 
Приезжаю в Охотный ряд. Ого! Халявщиков набралась целая очередь! Продавщицы SunLight только и успевают раздавать коробочки с заветным шнурочком! И, правда, честная халява!
 
Прежде чем идти на выставку, нужно перекусить, чтобы ничего не мешало проникаться высоким искусством. И... OMG!!! При заказе алкоголя у меня спросили паспорт!!! Так что рецепт как выглядеть на 20 оказывается очень прост - недосып, кофеин и нервы! А то некоторые деньги на какие-то дорогущие крема выкидывает!
 
Всё, хватит пить, надо идти. И так на созерцание прекрасного остаётся всего пара часов! Не тут-то было! В радиусе двухсот метров вокруг Манежа всё перекрыто! Идёт подготовка к началу фестиваля Круг Света. Мда... просветились! Но русские не сдаются! Пристала к ментам на первом кардоне:
- Извините, не подскажете, что надо сделать, чтобы попасть в Манеж?
- А вам зачем?
- Ну как... прикоснуться к высокому искусству!
- Пароль?
Чо?!?! Не, ну он не так спросил, конечно. Он спросил, знаю ли я, как называется выставка, куда я хочу попасть. А я не могу, когда меня так спрашивают! Я тут же всё забываю, язык отнимается, ноги подкашиваются!!! Хорошо, народ вокруг не такой нервный!
- 5 Московская биеннале современного искусства!
Но ему всё мало!
- А как часто она проходит?
Только я отошла от первого потрясения, а тут на тебе! Вообще-то я знала, но такой фэйсконтроль совсем выбил из колеи! Наконец, охранник сжалился.
- Ладно, проходите! А биеннале проходит раз в 2 года. На следующем посту так и скажете. А то не пустят!
 
Вот! Какая у нас просвещённая милиция! Хорошо, что он про экспонаты выставки не спросил, тут уж никто не нашёлся бы! Надо учиться, учиться и ещё раз учиться. Конечно, у меня обычный диплом, не из метро... А то бы я с ходу на такие вопросы отвечала!
 
Дальше всё пошло хорошо! Во-первых, как потом оказалось, нам повезло, что начинался фестиваль... Или что было уже поздно. Днём люди стояли в длиннющих очередеях на уход! Во-вторых, всем досталось по халявному фонарику! Мелочь, а на даче пригодится!
Фонариком надо было подсвечивать прекрасное. Правда, внизу, почти в кромешной темноте, показывали кино. Поэтому фонарики пригодились исключительно для фотосессии аля "ужасы нашего городка". 
Выше света было больше. Но не для фотоаппарата! Ни одного приличного кадра((( А фотографировать было что! Я уже предупреждала, в искусстве я ничего не понимаю. Тем более в современном. Но такие выставки люблю. Хожу сюда "чисто поржать". Иногда смотришь, понимаешь, что может и не до конца понимаешь идею автора, но кажется, что видишь отблески смысла в этом... шедевре. Вот, например, что это по-твоему?
 Я невероятно гордилась собой! Я ведь поняла, что это не просто сарай, а метро! Я молодец? Какое-то одинокое метро... С ним-то я угадала. Но кто же мог подумать, что вот это вот вокруг, это ничто иное, как... поле картошки! Видимо, поле Крошки-Картошки! Ассистент маэстро помогал ему делать картошку, но смысла работы так и не понял)))
 
Нужно признать, в этот раз были и действительно интересные работы. Работы на подобных выставках, как правило, и не претендуют на то, чтобы называться красивым Современное искусство здесь это неординарность, протест, из пищевых или строительных отходов. Это шок. Чем сильнее у зрителя открывается рот, тем круче работа. Часто шокирует не просто необычность, а грязь, насилие, настоящий маразм автора. В этот раз всё было прилично! Как-никак, это не Гараж и не Винзавод, стены обязывают.
 Из того, что запомнилось и хоть немного было понято. Чемоданы. Города в чемоданах. Инь Сючжэнь «Переносные города». 
Йона Фридман «Мебиусовские структуры»
Риа Верхаге "Вертикали"
Аслан Гайсумов. Из серии «Война»
Рэнджани Шеттар "Не тронь меня"
Лоррейн Коннелли-Норти "Страна трёх рек"
Ещё работы, названий и авторов не помню:
Когда мы рождаемся, у нас нет ничего. Идя по жизни, мы накапливаем целый багаж вещей. Начиная с детских ботиночек и заканчивая целыми санями имущества. Альфредо и Исабель Акилисан «Прохождение: проект другой страны». 
Чем ещё подкупает современное искусство, его можно трогать! Не всё, конечно. Что-то заботливо огорожено столбиками с натянутой верёвочкой. Чуть не снесла такую композицию на тёмном этаже. Получилась бы новая инсталляция "Погружение в искусство". Майя Онода «Калейдоскоп».
Остальное же в свободном доступе. Ничего гвоздями к полу не прибито, клеем намертво не приклеено. Даже вырезки мирно расставлены на полочке. Чихни кто-нибудь из посетителей и шедевр разлетится по всему залу! Том Моллой «Протест». 
И наконец, главная инсталляция биеннале – Сун Дун «Не выбрасывай». По сути - скрупулёзно рассортированный хлам. По идее - воплощение образа жизни целого поколения китайцев, привыкших к дефициту, доведённое до абсурда. Всё это реально использованные вещи одной семьи. Преждевременно потеряв мужа, женщина никак не могла вернуться к нормальной жизни. Она всё больше замыкалась в себе, пока её сын не предложил превратить её чрезмерную бережливость в арт-проект. С тех пор никого из членов семьи уже не раздражали постоянно растущие горы хлама. А у женщины появился смысл жизни, сблизивший её с детьми и заполнивший пустоту от потери мужа.
 
Забавно рассматривать аккуратно расставленные бутылки, в разложенных игрушках находить знакомых героев, считать зубные щётки или разглядывать надписи на пакетах... 
Такое мешочничество свойственно не только китайцам. Во времена Советского Союза такими вещами были забиты тысячи сараев, чердаков и антресолей. Что-то действительно обретало вторую жизнь, что-то стало музейным раритетом... 
Главный вопрос, который меня интересовал во время блуждания среди гор этих вещей - если достать и разложить все старые вещи и игрушки, книги и мебель нашей семьи, заботливо убранные в коробки и задвинутые в дальние уголки, это уместится на такой площади или займёт в два раза больше места? 
Кстати, моя гора хлама пополнилась сумкой от BeeLine! Ещё одна сегодняшняя халява (говорю же, я эксперт в этом вопросе!) досталась не просто так! Пришлось заглянуть за каждый угол, обойти вокруг все колонны, чтобы пройти квест в скачанном приложении и получить заветный мешочек.
Ещё на выходе из здания стало понятно, что на улице творится что-то грандиозное! Настоящее светопреставление разыгралось на фасаде Манежа! Фестиваль Круг света превратил здание в чистый холст, на котором пульсировал и выстраивался в потрясающие картины живой свет. 
Толпа зрителей стояла за оградой. Что странно, сильнее всего народ кучковался ещё дальше, на ступеньках Охотного ряда. Там повыше, но видно хуже, а музыку и вовсе неслышно. Другое дело, пустая площадь перед Манежем, когда низкие частоты гремящей музыки вибрируют где-то в груди, а прожектор светит почти на тебя))
LightFest (сколько же названий у этого фестиваля?) проходил ещё в нескольких местах, в том числе на стенах Большого театра разыгрались представления на тему русского балета и образа России. Летали жар-птицы, кружился снег, за колоннами танцевали нарядные дамы и господа. Но тут мы уже уподобились большинству и посмотрели на всё это издалека.

На этом всё. Осталось только подвести итоги дня:
- Собранная халява - 3 шт.;
- Посещённые культурные мероприятия - 2 шт.;
- Полезных дел на работе - 1 шт.
По-моему неплохо для одного обычного осеннего дня на Родине, да?)
До встречи! Где-нибудь, где мы ещё не были или там, куда обязательно вернёмся!
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий