суббота, 31 марта 2012 г.

Венеция... Венеция!

Венеция – не похожий ни на что, сказочный, нереальный, волшебный город! Нельзя описать его цифрами и фактами. Говорить о нём можно только эмоциями, чувствами,.. Яркие краски карнавалов, веселье, праздник, маски и туристическая суета соседствуют здесь с тихим очарованием безлюдных каналов, утренней туманной дымкой, безмолвным величием исторического наследия.

Венеция долгое время была самостоятельной республикой, обособленной и самобытной, великой морской державой. Благодаря этому она до сих пор сохранила некоторые отличия от остальной Италии. Язык, нравы, обычаи. Даже её название на венецианском диалекте пишется иначе, нежели на общепринятом итальянском – VeneSia!

Я попала в этот город с большой воды. Мы приближались к p.za San Marco на катере. Несколько самолётов в небе над нами совершали приветственные полёты, оставляя за собой цветные облачка. Канал Джудекка (Canale della Giudecca) отделяет от Венеции одноименный остров. И прекрасен он прежде всего тем, что сначала даёт рассмотреть всю панораму портов и пристаней, потом, когда взгляд сам уже находит знаменитую площадь, даёт возможность постепенно различать на ней все новые детали.


P.za San Marco – самое известное место в Венеции. А может и самое красивое. Площадь имеет Г-образную форму. Одна её часть выходит к старому Венецианскому порту. Остановка катеров находится чуть дальше, на Славянской набережной. А в самом порту сейчас паркуются только гондолы.
Чего только здесь нет – Дворец Дожей и собор святого Марка, кампанила, старые здания и новые, построенными Наполеоном, многочисленные магазины и кафе. Среди них знаменитое кафе Флориан, где в свое время обедали представители аристократии, потом известные писатели и художники. Флориан стал первым подобным заведением, доступным для посещения женщинам.
Площадь помимо архитектурных и исторических шедевров знаменита своими голубями. Однако, в последние годы их популяция сильно сократилась – издали закон, запрещающий их кормить.
Кстати, вход в собор Святого Марка бесплатный. Но чтобы попасть туда, нужно набраться терпения и отстоять немаленькую очередь – желающих попасть туда толпы! Вся эта толпа благоговейно проходит по кругу. Молча. Разговаривать там нельзя. На входе стоит специальный человек, следящий, чтобы все входящие выглядели подобающе месту. Нельзя заходить с открытыми руками, плечами и ногами. Причём неправильно одетому человеку не просто сделают замечание, а вовсе не пустят в собор. Правда, тут же предлагается решение – за определённую плату на входе можно приобрести платок. Что-то вроде синтетическо-бумажной арафатки. Либо можно попросить такой же у выходящих туристов. Такой круговорот платков в природе там очень развит.

С противоположной стороны дворца Дожей – знаменитый мост Вздохов. Столь романтичное название на самом деле не имеет ничего общего с любовными историями. Мост ведёт из дворца в помещения тюрьмы. Осуждённые проходили по нему в тёмные камеры, где им предстояло провести немалый срок. Дневной свет, который они видели сквозь просветы резной решётки, был, возможно, последним в их жизни. Они прекрасно понимали это и с сожалением вздыхали.
В жутком пекле стеклодувной мастерской можно понаблюдать за процессом создания вещиц из венецианского стекла. При нас сделали коняшку. Опасная работа заняла каких-то пару минут.
В своё время все стеклодувные мастерские были выселены на остров Мурано (отсюда и название – Муранское стекло) из-за того, что часто оказывались причиной пожаров. Уцелело лишь несколько мастерских.

Мы нырнули в одну из арок на p.za S.Marco и оказались в путаном хитросплетении узких улочек. Сначала нам попадались только сувенирные лавочки и кафе. Пытаться запомнить их местоположение – совершенно бесполезное занятие! Если что-то приглянулось, нужно заходить туда сразу. Один раз завернув за угол, ты уже не найдешь это место! Дома в Венеции имеют сплошную нумерацию внутри одного района, вообще нет улиц как таковых. Нам попалась четырёхзначная нумерация то ли подъездов, то ли квартир… Найти место по адресу, даже имея карту совершенно нереально! Благо, есть указатели к основным достопримечательностям – площади Сан Марко, мосту Риальто,… это позволяет ориентироваться хотя бы в направлениях.
В районе площади множество сувенирных лавочек и кондитерских. Глаза разбегаются от такого разнообразия. Хочется всего – потрясающие венецианские маски, украшения из муранского стекла, крошечные пирожные, тирамису в вазочках, шкатулочки, пресс-папье,…
По пути к мосту Риальто постепенно магазины попадаются всё реже, народу становится меньше. Самое пустынное место – равноудалённая от всех достопримечательностей точка. Иногда на узкой улочке мы вообще оказывались одни. Но потом поток туристов снова становится плотнее, численность магазинов и кафе растёт, и перед нами внезапно появляется Гранд Канал. Он изгибается буквой S и делит Венецию на две части, соединённые между собой всего 4-мя мостами. Знаменитый мост Риальто (Ponte Rialto)– один из них.
Вид с моста – это что-то невообразимое! Буквально захватывает дух! Совсем не обязательно иметь хорошее воображение, что бы представить, как выглядело это место сто лет назад, три или даже пять веков. Вода, причалы, гондолы и фасады старинных зданий – всё осталось таким же, как и в те времена! Самая простая фотография, сделанная мыльницей, без малейшего вмешательства фотошопа может выглядеть как снимок из тех времен! То, что в городе совершенно нет машин, конечно, сослужило ему огромную службу. Ничто не портит исторических видов, туристы могут ходить, где им вздумается! Конечно, есть катера и вапоретто, но они нисколько не портят пейзаж.
Как-то мы уселись на ступенях храма. Народу там помимо нас сидело не мало. Дети кормили голубей, приезжие итальянцы спорили между собой, проходили девушки в масках, мачо в клетчатых шортах гулял со своей любимой в белой, светящейся на солнце, шляпе…
Да и вообще, это была очень оживлённая улочка. Сидеть там и наблюдать за прохожими, туристами было истинным наслаждением! Конечно, смотришь на них и понимаешь, что тут ТОЛЬКО туристы. А хочется-то увидеть истинную Венецию вместе с её жителями! Но куда там, если даже продавцы в магазинах большей часть эмигранты из России, Украины или других стран ближнего и дальнего зарубежья. Живут венецианцы в основном на материковой части города. А сюда, в историческую часть, не знаю, на сколько процентов превращённую в музей, приезжают на работу. Так что встретить в будний день коренного венецианца в исторических кварталах… подозреваю, что нереально! Хотя, у нас на той же Красной площади ходят даже в будни не только туристы. Сама сколько раз ковыляла там в офисных шпильках по круглым булыжникам, пытаясь не переломать себе ноги. Но это исключение. Да и видно людей в толпе, которые шатаются по улицам не из праздного интереса: они не смотрят по сторонам, как все остальные, одеты не в шорты и шляпу и сланцы и на груди у них не висит фотоаппарат. Так что, если местные бабушки не ходят кормить голубей на площадь Святого Марка, то венецианцев я не видела. Жалко. А лучше было бы познакомиться с кем-нибудь из них. И уж совсем предел мечтаний – зайти в один из старинных особняков, который ещё не превращён в музей, а остаётся жилой частной собственностью. В такую квартирку я бы и у нас с удовольствием зашла! Где-нибудь в центре. Помню, когда во время обеденных прогулок гуляла в районе Арбата, смотрела в окна домов и думала, что где-то за этими окнами наверняка живёт множество стареньких бабулек, у которых обстановка квартир не менялась с советских времён. Наверняка у них там много-много интереснейших мелочей. Может даже что-то осталось со времён молодости их бабушек, прошедшей ещё в царской России!

В любом случае, Венеция – туристический город. Если выкинуть из неё всех туристов, это было бы шикарно! Но, по сути, каждый приезжий, даже такой как мы, заглянувший сюда лишь на несколько часов, тоже становится частичкой города. В тот день Венеция была городом, в котором гуляли мы. Городом, где мы занимали место на ступенях крошечной площади. Мы стали частичкой города не только для самих себя. В чьей-то памяти и в чьём-то фотоальбоме мы навсегда останемся элементом местного пейзажа.
Вот я выкладываю фотки на яндексе. На них множество туристов из разных стран. Трудно даже представить, у скольких из них на фотографиях засветилась я! Где-то как ещё один турист в толпе, а где-то может и как главный герой кадра! Я же люблю фотографировать людей! Вот бы случайно наткнуться хотя бы на одно такое фото! Но пока такие поиски не увенчались успехом.

Есть в Венеции и свои герои. Простые люди, спасшие мир. Например, одна сухонькая старушка предотвратила бунт. Заговорщики собирались под окнами её дома. А она случайно вылила на одного из них не то помои, не то кипяток. Тот не дал сигнал к началу действий, и момент был упущен. А город спасён. Или власть. В честь этого события поставлен памятник отважной женщине. На том самом памятном месте.
В качестве прощания с гордом, мы прокатились с ветерком по Гранд Каналу. Представь себе палящее солнце, отражающееся во всех брызгах Гранд Канала. Солнечные зайчики покрывали почти всю поверхности воды. Уже начался прилив. Когда приливы усиливаются сезонными ветрами, они достигают поистине пугающих масштабов и называются «Высокая вода» или «Acqua Alta». Площади Венеции заполняются водой. Она поднимается снизу и просачивается сквозь булыжники мостовых. Видела потрясающие фотографии людей, плавающих на лодках по площадям или просто заходящих в магазины на первых этажах в резиновых сапогах, там по колено стоит вода. При нас прилив не достиг таких катастрофических масштабов, но вода заметно поднялась. Пока мы неслись по каналу навстречу гондолам и вапоретто, я сделала, наверное, треть всех венецианских фотографий! Просто невозможно было выпустить из рук фотоаппарат!
Сначала мы ещё раз проплыли мимо Площади Святого Марка, а потом зашли в Гранд Канал. Его можно сравнить с оживлённой автомагистралью. Не знаю, существуют ли какие-то правила движения для водного транспорта, но создаётся впечатление полного хаоса! Гондолы, катера, вапоретто и частные лодочки движутся в хаотическом порядке туда и обратно, вдоль канала и пересекая его. Из примыкающих каналов выплывают одни гондолы, там же скрываются другие. В одни набилась целая группа вечно фотографирующихся китайцев, в других катаются аристократичные парочки. При этом если вапоретто движется медленно, то катера несутся с приличной скоростью!
Я не успевала фотографировать шикарные особняки, странные дома-франкенштейны, соборы, туристов на надувных лодках, редкие островки зелени. Особенно приятно было проплывать под редкими мостами. Туристы с них смотрели на нас как на очередную диковинку, как атрибут этого города – туристов, катающихся по каналам. Они фотографировали нас и махали нам. Гондольеры больше не поют своих песен, но они перебрасываются между собой приветственными фразами, легко и непринужденно управляю своими красавицами. Одних мы обгоняли, другие двигались нам на встречу. Капитаны маленьких катеров и больших вапоретто, гондольеры и рабочие на берегу, все они, кажется, знают друг друга, а некоторые и вовсе безумно рады встрече со старыми друзьями.
Мы проплыли под деревянным мостом Академии, одним из самых старых.
На этот раз увидели мост Риальто с воды.

Несмотря на слепящее солнце, я практически вижу, как в тумане раннего утра из одного из этих боковых каналов в маске выплывает Казанова. Со своим гондольером он движется навстречу своим новым победам над дамскими сердцами. Из окон старинного особняка на него смотрит благородная девушка, которая не может общаться с ним. Но она наслышана о его обаянии и ей остаётся только мечтать о встрече с ним. А вдруг он бросит взгляд из-под маски именно на её окно? А в окнах другого этажа стоит её отец и тоже смотрит на знаменитого соблазнителя. Но иначе. С опаской, с осуждением. Вот навстречу движется ещё одна гондола. Знатная венецианка запоздало возвращается домой. Похоже, именно ей сегодня достанется внимание Казановы. В знак приветствия он приподнимает маску. Она прячет лицо в вуали, но сама польщена вниманием такого знатока дам. Здесь им нельзя общаться, и две гондолы в тишине проскальзывают мимо друг друга. Несмотря на безлюдность и раннее утро, Гранд Канал слишком опасное место. Возможно позже, они ещё встретятся.
Очень странно видеть в Венеции зелёные островки. Вроде нет деревьев и нет. А когда видишь буйство зелени, как-то особо остро ощущаешь её нехватку в городе.
И самый последний мост через Гранд канал – самый новый и самый стеклянный. На нём Венеция фактически и заканчивается.
Хотя нет, есть ещё один один мост, похожий на хребет доисторического динозавра.
Но это уже атрибут другой Венеции – промышленной, новой и совсем не такой, которую все видели в кино. А Венеция островная – это та самая, куда бежали люди, спасаясь от захватчиков с материка. Та самая, которая воспета в стольких книгах и фильмах. Та самая, которая тонет. Та самая, которая сотнями каналов разделена на маленькие квартальчики. Та самая, которая теперь соединена с материком длинным железнодорожно-автомобильным мостом длиной 4 км.



Полный фотоальбом можно посмотреть здесь – "Венеция... Венеция!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий