понедельник, 25 ноября 2013 г.

Кубинский дневник. По улицам Гаваны

¡Hola mi amigo!
Перед предстоящей поездкой на Кубу каждый считал своим долгом предупредить меня о грозящих опасностях! Если верить словам "бывалых", то это беднейшая страна с высоким уровнем преступности. А всё потому, что здесь никто не работает, все только танцуют и курят сигары. Ещё здесь можно подцепить страшные болезни или быть съеденным огромным кукарачей. Есть в Гаване русские, прожившие здесь 20 лет, и продолжающие пугать путешественников теми же байками: "Туда не ходите, сюда даже не смотрите! А то вот был у меня один случай..." Естественно, туда мы первым делом и направились!
Нет, я не отважный экстремал, первым делом спускающийся в трущобы и ищущий там приключений. Просто "случай" происходил на Прадо, главном бульваре Гаваны. Случилось там следующее: к двум туристкам подошёл пьяный мужик и чего-то от них хотел. Всё. Это весь случай! Небывалый уровень преступности!!! А, да, ещё весь криминал в том, что во время его попыток пообщаться с девушками, рядом не оказалось ни одного полицейского! Дааа, Московским улочкам за Курским вокзалом такое и не снилось!
На самом деле Гавана очень спокойное место. Это самый безопасный город в Латинской Америке. Конечно, не стоит ночью в безлюдных кварталах освещать себе дорогу айфоном. Можно на всякий случай держать покрепче сумку. И ни в коем случае нельзя давать мелочь мальчишкам-попрошайкам. Внезапно их оказывается целая толпа, каждый обижен, что монета досталась не ему. И в попытках на чистом испанском донести эту несправедливость до несчастного туриста, рой мальчишек-термитов облепляет свою жертву и оттесняет её в сторону. А так, они хорошие!
До революции Гавана была раем для удушенной сухим законом Америки. В старинных колониальных дворцах располагались клубы, казино и виллы богатых иностранцев и самих кубинцев. Сейчас от былой роскоши остались только руины со следами выцветшей краски. Кое-где на балконах под верёвками с бельём угадываются ажурные решётки работы лучших испанских мастеров. Вся Старая Гавана была отдана на съедение времени. Она постепенно разрушалась и уходила в историю как символ буржуазного прошлого страны. В доме, принадлежавшем одному богатому человеку, теперь жили несколько бедных семей. Даже когда дом признавался аварийным и официально его расселяли, тут же находились ещё более бедные люди, желающие назвать эти стены своим домом, теперь уже нелегально. Как правило, это приезжие из провинций, ищущие в столице лучшую жизнь.
Разваливающиеся на глазах исторические памятники никто и не думал ремонтировать, пока в стране не объявилось ЮНЕСКО. Вместе с ними появились и кое-какие деньги. Некоторые дома уже буквально блестят от таких вложений. Хотя, пока блестят в основном офисы и посольства. Некоторые домики уже было обрадовались предстоящему ремонту и обросли строительными лесами, но так и стоят в них годами, прячась за бурной зелёной растительностью.
Наверно, жестоко так говорить, но Гавана прекрасна именно своей бедностью и разрухой. Если отреставрировать все эти ажурные дворцы, старинные улочки, Гавана будет переливаться всеми цветами радуги на новеньких отштукатуренных стенах. Крыши не будут течь во время тропических ливней, черепица на них будет лежать стройными рядами. Не будет ни одной покосившейся двери, ни одной висящей на одной петле ставни. Не будет лестниц с проваленными через одну ступеньками. Будет скучно. Гавана потеряет свой нынешний шарм, своё очарование, свою изюминку!
 
Cамое страшное, это если все кубинцы пересядут на современны Тайоты, да ещё, не дай Бог, чёрного цвета! Пожалуйста-пожалуйста, не надо!!! А пока этого не произошло ретро-автомобилями всех возможных цветов и форм можно любоваться на всех дорогах Кубы. Хотя на самом деле, я их различаю только по цветам: розовая, сиреневая, зелёная,... - вот это мне понятно. Ещё лучше, когда машинки раскрашены в несколько цветов - вишнёвые крылья на бежевом кузове, или голубая откидная крыша у синего кабриолета, или красные хвосты ракет на белом корпусе!!! Что же касается форм, то для меня все эти машины - 21-ые Волги! В детстве было понятно - вот это дедушкина Ласточка, а всё остальное, это ЖигулиНиваУАЗик. Здесь тоже есть Жигули, а на «моих» Волгах почему-то постоянно встречаются значки Шевроле, Доджа или Мерседеса...
Таких красавиц становится всё меньше. Очень может быть, что скоро они останутся только у таксистов и как туристический аттракцион. Кстати, это зевакам с фотоаппаратами подавай американское ретро. А у местных гораздо больше ценится наш отечественный автопром. Состоятельный кубинец, который может позволить себе хорошую машину (литр бензина дороже, чем у нас - около 40 р! И это при средней зарплате в 600 р в месяц!!!), купит именно Жигули, а не какое-нибудь там Шевроле! Советские машины надёжнее, да и запчасти к ним достать ещё можно!
Но мне, зеваке с фотоаппаратом, конечно интереснее те самые американские машины из 50х (а иногда и 30х) годов, которые рассекали улицы Гаваны во времена её расцвета! А самое большое их скопление - на площади перед Капитолием (даже Чайка есть!!!). Перед тем самым Капитолием, который, если верить фильму "Гавана, я люблю тебя" (или "7 дней в Гаване" в оригинале), выше американского аж на 5 см!
От Капитолия начинается тот самый Прадо, на котором был "случай с пьяным". Улица соединяющая центр города с набережной океана, оказалась тихим спокойным бульварчиком, чем-то похожим на своего Мадридского тёзку. Здесь можно упасть на прохладную каменную скамейку в спасительной тени густых крон старых деревьев. Наверное, некоторые из этих исполинов видели ещё молодого Фиделя. Упасть на Прадо надо чтобы отдохнуть после прогулки по Старой Гаване и набраться сил перед новой волной эмоций - ведь когда из-под покрова тенистого бульвара выходишь на свет, перед тобой в обе стороны растягивается Малекон - набережная и самое знаменитое место в Гаване, за которым уже плещутся волны Атлантического океана!
До встречи! Где-нибудь, где мы ещё не были или там, куда обязательно вернёмся!
 
Все фото из Гаваны в альбоме «Гавана – праздник, который всегда с тобой»
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий