Buon giorno mio amico!
В
Неаполе мы прожили чуть меньше недели. Но каждый день вставая ни свет, ни заря,
уезжали из города в его окрестности. В течение нескольких дней Неаполю
доставались только самые ранние утренние часы и самые поздние вечерние. Мы
изучили дорогу от отеля к метро и порту, разузнали обо всех ресторанчиках,
работающих допоздна. И только последние дни, наконец, отдали на исследование
города. После сонного Палермо, после всех маленьких городков Сицилии и
Кампании, Неаполь показался шумным, гудящим мегаполисом, где все куда-то
спешат. Он выглядел даже немного бездушным, лишённым того знаменитого
итальянского колорита, которым полны менее занятые города, где жизнь всегда
идёт своим размеренным темпом. Но при этом, у Неаполя свой колорит. И,
наверное, он и заключается в способности сочетать несочетаемое – бизнесменов в
дорогих костюмах, уворачивающихся от воды, льющейся с балкона верхнего этажа,
стильных итальянок, бегущих на каблуках по узким улицам с развешанным бельём,
суровых продавцов безделушек и добрейших мясников, ворчливых матрон и
неугомонных мальчишек, гоняющих футбольный мяч на площади перед кафедральным
собором.
Пока
мы в предыдущие дни катались на метро,
вдоволь насмотрелись на Неаполь современный. Светящийся, космический,
прохладный и пустынный! Особенно впечатляет чистота и масштаб станций, когда
попадаешь сюда из пригородных электричек, настолько грязных и душных, что после
них хочется немедленно принять душ и больше никогда не возвращаться в эти
исписанные нечитаемыми граффити вагоны и не прикасаться к липким поручням на
сиденьях с изодранным дерматином.
В
метро же работают кондиционеры, народу почти нет, а неяркие огоньки эскалаторов
в полумраке создают чуть ли не уютную атмосферу. Есть здесь три станции,
которые стоят особняком - ветка Metrò dell'Arte - Метро искусств. Станции
отделаны яркими голограммами, исписаны цитатами Данте и украшены какими-то
мозаиками. Но самое впечатляющее – настоящий космический портал,
разверзнувшийся над одним из эскалаторов! Мы проехали по нему пару раз вверх и
вниз, пока рассмотрели это чудо во всех деталях, но так и не поняли, на сколько
он глубокий на самом деле! Здёздочки-диодики, кажется, уносятся в бесконечно
голубую воронку света.
Из
этого даже не современного, а будущего времени, которое царствует в метро,
очень странно попадать в Неаполь настоящий. Да, он крупный торговый и деловой
центр. Но всё это если и существует, то где-то далеко от центра города, который
застрял в начале или середине прошлого века. Несколько шумных магистралей нагло
разрубают паутину узких улиц, утопающих в белье,
развешанном на растяжках между близко стоящими домами, ставших визитной
карточкой Неаполя и всей Италии. Я всегда думала, ну что такого в этом белье?
Зайдите в любой наш двор, где в домах нет достаточно больших ванных и балконов,
чтобы развесить выстиранное бельё, и вы увидите ту же картину – развевающиеся
простыни, подштанники и ряды кружевного белья. Неужели у итальянок больше
пододеяльников? Или в Италии чаще стирают?..
Как ни
странно, да! Не знаю, в количестве белья дело, в повышенной чистоплотности или
банальной нехватке места в городских переулочках?.. но факт остаётся фактом! В
Неаполе нельзя пройти по улице, не встретив наволочек-флагов на балконах или
простыней-парусов, растянутых между двумя домами и застилающих всё небо надо
головой. Если хозяевам по каким-то причинам не удалось натянуть межу своими
квартирами паутину из бельевых верёвок, они выставляют специальные сушилки у
своих подъездов прямо на проезжей части, приводя этим водителей в негодование,
а туристов в восторг.
Сложно
назвать Неаполь древним гордом. Он слишком живой, чтобы быть статными и мудрым
городом-музеем, как, например, Рим. Здесь полно дворцов, но представить себе
Неаполь времён Наполеоновских войн и владычества королей Неаполя и обеих
Сицилий тоже затруднительно. А ведь Неаполю около трёх тысяч лет! (стоит ли
говорить о паре недостающих столетий, когда речь идёт о тысячелетиях?) Когда-то
на территории города стояла арена, подобная римскому Колизею, на которой
дрались отважные гладиаторы и дикие звери. Арены
давно нет на карте города, но напоминание о ней навсегда запечатлено в изгибе
улиц. Сначала на её месте возводились хлипкие временные строения, а потом стены
всё более и более добротных зданий всё так же повторяли овальные изгибы бывших
зрительских рядов.
Но
будь осторожен, гуляя по этим улочкам верхних Декуман. Нынешние их обитатели не
так кровожадны и жестоки, но какая-нибудь миловидная старушка запросто выльет тебе
на голову ведро воды, которой только что вымыла свою неаполитанскую квартирку.
Представляешь
моё удивление, когда, гуляя по Неаполю, я вдруг наткнулась на коней Клодта с Аничкова моста?! Иду, никого не трогаю,
провожаю взглядом дамочку, везущую собачку в сумке на колёсиках... Пёсик тоже оживлённо вертит головой по
инерции перебирая лапами.
И тут вдруг мне на глаза попадаются подозрительно
знакомые юноша с конём... При чём я даже не сразу поняла, что это за
скульптуры, пока не подошла к ним почти вплотную и сзади - всё-таки только с этой
точки привычнее всего рассматривать оригинальные скульптуры на мосту.
Оказалось, что Николай I однажды подарил их тогдашнему неаполитанскому монарху
за гостеприимство, оказанное императрице во время её путешествия по Италии. А в
Петербурге поставили новых.
До встречи! Где-нибудь, где мы ещё не были или там, куда
обязательно вернёмся!
Все страницы Сицилийского дневника
Фотографии из этой и
предыдущих поездок по
Италии
Комментариев нет:
Отправить комментарий