понедельник, 27 февраля 2017 г.

Сицилийский дневник. Неаполь

Buon giorno mio amico!
В Неаполе мы прожили чуть меньше недели. Но каждый день вставая ни свет, ни заря, уезжали из города в его окрестности. В течение нескольких дней Неаполю доставались только самые ранние утренние часы и самые поздние вечерние. Мы изучили дорогу от отеля к метро и порту, разузнали обо всех ресторанчиках, работающих допоздна. И только последние дни, наконец, отдали на исследование города. После сонного Палермо, после всех маленьких городков Сицилии и Кампании, Неаполь показался шумным, гудящим мегаполисом, где все куда-то спешат. Он выглядел даже немного бездушным, лишённым того знаменитого итальянского колорита, которым полны менее занятые города, где жизнь всегда идёт своим размеренным темпом. Но при этом, у Неаполя свой колорит. И, наверное, он и заключается в способности сочетать несочетаемое – бизнесменов в дорогих костюмах, уворачивающихся от воды, льющейся с балкона верхнего этажа, стильных итальянок, бегущих на каблуках по узким улицам с развешанным бельём, суровых продавцов безделушек и добрейших мясников, ворчливых матрон и неугомонных мальчишек, гоняющих футбольный мяч на площади перед кафедральным собором.

Пока мы в предыдущие дни катались на метро, вдоволь насмотрелись на Неаполь современный. Светящийся, космический, прохладный и пустынный! Особенно впечатляет чистота и масштаб станций, когда попадаешь сюда из пригородных электричек, настолько грязных и душных, что после них хочется немедленно принять душ и больше никогда не возвращаться в эти исписанные нечитаемыми граффити вагоны и не прикасаться к липким поручням на сиденьях с изодранным дерматином.
В метро же работают кондиционеры, народу почти нет, а неяркие огоньки эскалаторов в полумраке создают чуть ли не уютную атмосферу. Есть здесь три станции, которые стоят особняком - ветка Metrò dell'Arte - Метро искусств. Станции отделаны яркими голограммами, исписаны цитатами Данте и украшены какими-то мозаиками. Но самое впечатляющее – настоящий космический портал, разверзнувшийся над одним из эскалаторов! Мы проехали по нему пару раз вверх и вниз, пока рассмотрели это чудо во всех деталях, но так и не поняли, на сколько он глубокий на самом деле! Здёздочки-диодики, кажется, уносятся в бесконечно голубую воронку света.
Из этого даже не современного, а будущего времени, которое царствует в метро, очень странно попадать в Неаполь настоящий. Да, он крупный торговый и деловой центр. Но всё это если и существует, то где-то далеко от центра города, который застрял в начале или середине прошлого века. Несколько шумных магистралей нагло разрубают паутину узких улиц, утопающих в белье, развешанном на растяжках между близко стоящими домами, ставших визитной карточкой Неаполя и всей Италии. Я всегда думала, ну что такого в этом белье? Зайдите в любой наш двор, где в домах нет достаточно больших ванных и балконов, чтобы развесить выстиранное бельё, и вы увидите ту же картину – развевающиеся простыни, подштанники и ряды кружевного белья. Неужели у итальянок больше пододеяльников? Или в Италии чаще стирают?..
Как ни странно, да! Не знаю, в количестве белья дело, в повышенной чистоплотности или банальной нехватке места в городских переулочках?.. но факт остаётся фактом! В Неаполе нельзя пройти по улице, не встретив наволочек-флагов на балконах или простыней-парусов, растянутых между двумя домами и застилающих всё небо надо головой. Если хозяевам по каким-то причинам не удалось натянуть межу своими квартирами паутину из бельевых верёвок, они выставляют специальные сушилки у своих подъездов прямо на проезжей части, приводя этим водителей в негодование, а туристов в восторг.
Сложно назвать Неаполь древним гордом. Он слишком живой, чтобы быть статными и мудрым городом-музеем, как, например, Рим. Здесь полно дворцов, но представить себе Неаполь времён Наполеоновских войн и владычества королей Неаполя и обеих Сицилий тоже затруднительно. А ведь Неаполю около трёх тысяч лет! (стоит ли говорить о паре недостающих столетий, когда речь идёт о тысячелетиях?) Когда-то на территории города стояла арена, подобная римскому Колизею, на которой дрались отважные гладиаторы и дикие звери. Арены давно нет на карте города, но напоминание о ней навсегда запечатлено в изгибе улиц. Сначала на её месте возводились хлипкие временные строения, а потом стены всё более и более добротных зданий всё так же повторяли овальные изгибы бывших зрительских рядов.
Но будь осторожен, гуляя по этим улочкам верхних Декуман. Нынешние их обитатели не так кровожадны и жестоки, но какая-нибудь миловидная старушка запросто выльет тебе на голову ведро воды, которой только что вымыла свою неаполитанскую квартирку.
Представляешь моё удивление, когда, гуляя по Неаполю, я вдруг наткнулась на коней Клодта с Аничкова моста?! Иду, никого не трогаю, провожаю взглядом дамочку, везущую собачку в сумке на колёсиках... Пёсик тоже оживлённо вертит головой по инерции перебирая лапами.
И тут вдруг мне на глаза попадаются подозрительно знакомые юноша с конём... При чём я даже не сразу поняла, что это за скульптуры, пока не подошла к ним почти вплотную и сзади - всё-таки только с этой точки привычнее всего рассматривать оригинальные скульптуры на мосту. Оказалось, что Николай I однажды подарил их тогдашнему неаполитанскому монарху за гостеприимство, оказанное императрице во время её путешествия по Италии. А в Петербурге поставили новых.

До встречи! Где-нибудь, где мы ещё не были или там, куда обязательно вернёмся!

Фотографии из этой и предыдущих поездок по Италии


Комментариев нет:

Отправить комментарий