вторник, 20 февраля 2018 г.

Сицилийский дневник. Равелло. Вилла Чимброне

Buon giorno mio amico!
На плоской вершине одной из гор Амальфитанского побережья боги выбрали райское местечко, окружили его виноградниками, утопили в зелени и везде повелели царить аромату цитрусовых деревьев. Пустили пожить здесь котов, разрешив им спать даже в самых красивых керамических подносах, выставленных на продажу, и цикад, заполняющих все окрестные склоны своим стрекотом. И, видимо, за какие-то заслуги, а то и подвиги, отобрали горстку людей, которым выдали своё божественное разрешение на жизнь в месте, о котором все остальные могу только мечтать, в месте, которое назвали Равелло.

Андре Жид писал: "Равелло ближе к небу, чем к морю". Пожалуй, сложно лучше описать этот городок.
Здесь нет машин. По узким улочкам протискиваются только редкие электрокары, доставляющие чемоданы господ в тихие виллы, нависающие над морем. Сюда едут забыться на время, отвлечься от мирской суеты, послушать Вагнера на ежегодном фестивале, ну, или, на худой конец, сыграть свадьбу. Таланты великих людей раскрываются здесь во всю свою силу – художники пишут картины с окрестных пейзажей, композиторы сочиняют бессмертные произведения, писатели переносят сюда своих героев. Например, Боккаччо описал Равелло в «Декамероне»:
«Морское побережье от Реджо до Гаэты почитается едва ли не самой живописной частью Италии. На так называемом Амальфитанском берегу, начинающемся от Салерно, утопают в садах городки, текут ручьи; в городках проживают состоятельные люди, у которых торговля идет бойчее, чем где бы то ни было. Один из этих городков носит название Равелло»
Такое ощущение, что местные сами не могут смириться с окружающей их красотой, с буйством красок бушующей природы. И чтобы как-то вписаться, чтобы соответствовать своему дому, создают вещи, в которых повторяют солнечные блики и крики красок на цветущих кустах – керамика здесь как нигде яркая и жизнерадостная.
Апофеоз неспешного наслаждения жизнью – это вилла Чимброне. К ней с главной площади Равелло ведёт дорожка, петляющая сначала между сувенирными магазинчиками и ресторанами, потом проходящая мимо картинной галереи и монастыря. Но чем дальше, тем чаще попадаются неожиданные виноградники в чьём-то огороде на заднем дворе, или просто вид на соседнюю гору. Сама вилла – это маленький каменный замок, насчитывающий чуть ли тысячу лет истории. Многократно перестроенная под вкусы множества своих хозяев, сейчас она представляет собой смешение стилей и настроений – прохладные полуподвальные готическими своды с сияющими подсвечниками, тонущие в блеске серебра столовых приборов парадные залы и гостиные, залитые солнцем окна комнат, защищающие своих обитателей от уличного зноя.
А вокруг здания с башенками раскинулся сад. Складывается впечатление, что местные садовники не выдерживают жаркого климата. Видимо, каждое своё утро они начинают с одного и того же занятия – подравнивают идеально подстриженные кусты и стригут и без того ровный газон у самого входа. Это занятие отнимает у них пару часов, к тому времени свежесть и прохлада утра начинает сменяться полуденным зноем. Поэтому, когда они добираются до розария, то только обрезают отцветшие бутоны. Ещё дальше расположена увитая плющом галерея, где в центре стоит накрытый решёткой колодец. Садовники, наверное, под гнётом адского пекла, из последних сил подметают здесь дорожки. Не каждый день, конечно. На то, чтобы достать из колодца пригоршню заброшенных туда монет, сил не хватает почти никогда. А дальше идёт уже почти дикий лес с шустрыми ящерками и лишь изредка встречающимися задумчивыми статуями. Сюда садовники вообще не доходят.
Плутая по дорожкам сада, рано или поздно ты выйдешь к Террасе Бесконечности - Terrazza dell’Infinito - балкону, зависшему над побережьем Амальфи. Вниз на несколько сотен метров скатываются полосатые виноградники. До самого моря, зажатого по бокам горами.
Каждая моя поездка в Италию начинается с чтения любимых книжек. Генри Мортон писал не художественные книги, но и не сухие путеводители. Это глубочайший экскурс во множество пластов истории, пересказанный собственными словами и сдобренный личными заметками. И в Равелло он тоже бывал, даже дважды:
«Я сказал церковному служащему, что около тридцати лет назад один молодой человек показал мне священный сосуд с кровью святого Пантелеймона. Он говорил, что кровь разжижается подобно крови святого Януария в Неаполе.
Служащий принял театральную позу и воскликнул: «Это был я!» — и поклялся, что узнал меня. Как бы там ни было, мы повторили опыт. Священный сосуд стоял в боковой часовне.»
Для меня это настоящая магия! Его второй визит, как и книга, откуда выдернуты эти строки, случились почти 50 лет назад. Это была совершенно другая Италия! А первый визит, который он вспоминает, и вовсе произошёл 80 лет назад! Это почти как своими глазами увидеть машину времени в действии!
Петь дифирамбы Генри Мортону я не устану никогда! Его книги – это история Италии от Древнего Рима до Второй Мировой Войны, рассказанная английским джентльменом в шляпе. Джентльменом, объездившим половину мира, присутствовавшим при вскрытии гробницы Тутанхамона и даже по римской жаре умудрявшемся элегантно носить пиджак и белую рубашку, как Грегори Пек. (Последнее, это уже, конечно, моя фантазия).
Так вот, читать Мортона надо вместо путеводителя перед поездкой, вместо лёгкого отпускного чтива, сидя уже на скамейке в саду одной из римских вилл, и после поездки, чтобы вспомнить, сколько ещё ног на протяжении тысяч лет топтали до вас те камни, по которым вы совсем недавно ходили.
Обязательно отыщи эти книги, если соберёшься в Италию или если тебе просто интересна её история! Кстати, Мортон писал и о других странах, но до них я ещё не добралась.
Мне очень хочется передать тебе ту палитру эмоций, которая захлёстывает здесь. Хочется описать, как захватывает дух от такой высоты, как перехватывает дыхание от одних только видов. С одной стороны. С другой – ту тишину, которая воцаряется в голове при взгляде на эту бесконечность. Это место радовало глаз сотни лет назад. И здесь ничего не изменится ещё через тысячу лет. Но у меня нет слов, чтобы правильно назвать эти чувства. Банальные «восторг», «красота» и «сказка» - здесь выглядят тускло и даже пошло. Чтобы собрать воедино букет ощущений, пришлось бы описать по порядку сигналы со всех органов чувств - начиная от ощущения жары и заканчивая звенящей тишиной, пришлось бы пересказать всё, что я прочитала об этом месте, описать всё, что увидела по пути сюда, разложить на ноты вкус мороженого в баре на скале с крошечным балкончиком над морем. Но это же невозможно… просто приезжай сюда, чтобы почувствовать то же самое. Чтобы окунуться в момент, который потом будешь с вспоминать всю жизнь. Момент с привкусом бесконечного счастья от ощущения себя здесь и сейчас.

До встречи! Где-нибудь, где мы ещё не были или там, куда обязательно вернёмся!


Фотографии из этой и предыдущих поездок по Италии


Комментариев нет:

Отправить комментарий