воскресенье, 4 сентября 2011 г.

Римские каникулы. День второй


Часть народа из нашей группы поехали на экскурсию в Неаполь и Помпеи. Доводы гида за эту экскурсию: «Неужели вы хотите сбивать ноги в Риме?? У вас же была обзорная экскурсия! И ещё будет Ватикан! И что тут вообще смотреть???» Ну не любит человек Рим. ДААА, мы хотели как можно больше погулять по Риму!!! Что бы успеть посмотреть основные достопримечательности и те, на упоминания о которых случайно наткнулись в отзывах; что бы пройтись по его улочкам; что бы почувствовать ритм его жизни; что бы хотя бы попытаться увидеть его не глазами спешащего на следующую экскурсию туриста, а с чувством, не спеша, наслаждаясь самим фактом нашего пребывания здесь! Если это вообще возможно за 2,5 дня.


И вот он, свободный, самостоятельный день в Риме! На визитке отеля были перечислены автобусы, на которых можно добраться в центр. Купить билетики (в автобусах они не продаются) можно в киосках, или скорее магазинчиках, Tabacci (Табакки). Их видно издалека по большой букве «Т» на табличках. Стоит билет 1 €. Прокомпостировав его, ты можешь в течение 75 минут неограниченное число раз садиться и выходить из автобуса и один раз зайти в метро. На станции пересадки в метро турникетов нет. Штрафы за безбилетный проезд в Италии большие. Уже позже, когда мы уехали из Рима, наши соседи рассказали о своих приключениях зайцев-безбилетников. Они купили билет, зашли в метро, потом в магазин, потом долго ждали автобус. В результате они сели в него, когда время действия билета уже закончилось. Но решили сделать морду кирпичом, засунули билетик в валидатор и прошли в салон. Чуть позже к ним подошли люди, стали разбираться. Вроде как, это контролеры. Но они сомневались. В этом же автобусе ехала зайцем ещё одна дама. Их всех попросили выйти на следующей остановке. Попросили их документы. Дама отдала 50 €. Кондуктор показал купюру нашим соседям, типа давайте тоже. Они: «Нет, нету!». Почему-то они решили, что если бы эти «кондукторы» были настоящими, то должны били откликаться и на «полицию» (загадочная русская душа!). А так они вычислили, что это подстава и развод. Но паспорта то у них! С их знанием языка было вообще сложно хоть как-то хоть с кем-то общаться. Не уверена, что они знают что-то ещё кроме «Hello!» (да, даже на английском, про итальянское приветствие и говорить не стоит). Потом «кондукторы» видимо поняли, что взять с этих баранов, тупо мотающих головой и произносящих «Polizia», нечего. Отдали им паспорта и отпустили с миром. Но страху наши натерпелись!!!))

Так вот, подошёл автобус. На остановках, кстати, очень интересное электронное табло. На нём видно, какие автобусы тут останавливаются и за сколько остановок (fermata) отсюда находится ближайший по данному маршруту. Автобус был набит битком. Конечная автобуса – это как раз нужная нам станция метро Cipro. Находится она на красной ветке, недалеко от Ватикана. Выйдя из автобуса, мы, хотели двинуться к метро. Оно было рядом, как потом оказалось, но мы его заметили не сразу. Поэтому я подошла к явно местной пожилой женщине, проходившей мимо. И задала вопрос: «Dov e metro?». Женщина начала объясняться с нами на итальянском. Где-то в отзывах я нашла список вещей, которые нужно обязательно сделать в Риме. Одним из пунктов было «заблудиться в городе, спросить дорогу у местного жителя и удивиться, как хорошо вы всё поймете, совершенно не зная языка». То ли это благодаря языку жестов, которым итальянцы владеют в совершенстве, то ли ещё почему, но это чистая правда – было всё совершенно понятно!!! Она говорила: «Ой, я точно не знаю… Спросите у них (указывает в сторону на наших товарищей). А, они тоже не местные! Ну, я даже не знаю! Спросите вон у тех (в сторону ещё какой-то кучки людей). Но, скорее всего, вам туда. Но я точно не знаю, так что спросите у тех!». Я прослушала 13 уроков итальянского. Но во-первых, в живом общении это мало помогает. Во-вторых, не слышавшие до этого по-итальянски ни слова, тоже всё поняли! Дальше найти метро не составило труда. Римское метро представляет собой крестик – две пересекающиеся линии. При чём работают они по-разному, синяя – до 23,00, а красная до 21,30! Вот и добирайся домой как хочешь! Вестибюли станций с московскими не сравняться – тёмные туннели, вырытые в земле. Не зря существует даже альбом открыток со станциями московского метрополитена. У нас каждая станция – произведение искусства! Даже серая ветка – дворец света по сравнению с иностранными метрополитенами! Сделав пересадку на Termini, и пройдясь там «против шерсти» перехода (мы нормально не можем), мы оказались на синей ветке, по которой и добрались до станции Colosseo.


Мы вышли из метро прямо перед Колизеем. Вчера именно здесь закончилась наша экскурсия. Тут как раз мы увидели питьевой фонтанчик, который оказался бы для нас таким спасительным вчера. Если бы я составляла свой список того, что обязательно нужно сделать, побывав в Риме, я бы включила туда следующий пункт – научиться пить из местных фонтанчиков. Дело в том, что подставить ладошки, набрать в них воды и пить так, может каждый. А вот итальянцы делают это «правильно». Почти у каждого краника у такого фонтанчика есть дырочка сверху на изгибе. Если пальцем зажать основное отверстие, то вода почти вертикальной струйкой начнет бить вверх. Вот тут надо исхитриться что бы поймать её ртом, не облившись при этом с ног до головы!

Первым делом – посещение Колизея, который работает даже по понедельникам, в отличие от большинства музеев. Очередь в кассу двигалась быстро. Купив билеты, мы прошли внутрь. Войдя в Колизей, ты сначала оказываешься на первом его уровне. Сразу же прямо – то, что раньше было скрыто от глаз зрителей под настилом арены – внутренние переходы и помещения для гладиаторов и зверей. К сожалению, внутрь этих лабиринтов спуститься нельзя. Сейчас с одной стороны настил восстановлен. Так же есть восстановленный фрагмент трибун, но где-то я прочитала, что реконструкция не соответствует тогдашней действительности. Для посещения открыты два яруса галерей вокруг арены. Поднимаясь на 2ой уровень, ты сначала попадаешь в небольшой музей с миниатюрными макетами механизмов, при помощи которых поднимали на арену гладиаторов, зверей и декорации. Лучший ракурс для фотографий – как раз над тем местом, где восстановлена часть покрытия арены. Так в кадр не попадают рабочие)). Впечатление от Колизея – … странное, слабое... Только мозг понимал, что, стоя в очереди, я облокачивалась на стену, которой 2 000 лет, что, фотографируясь на лежащей колонне, я села на огромный кусок мрамора (или чего там?), который в древности множество рабочих пытались вытесать и установить на место по задумке опять-таки древнего архитектора. Где-то в глубинах памяти всплывали фрагменты из учебника истории о гладиаторских боях, которые здесь проходили. Другая часть мозга пыталась внушить, что я находилась в данный момент в одном из самых древних и узнаваемых архитектурных шедевров Европы. Но ничему из этого не удалось создать атмосферу древности, значимости или просто радости. Может, дело было в усталости?..





Дальше были Форумы. Вообще-то я туда не собиралась. Но билет был комплексный – в Колизей и сюда. Поэтому пришлось идти). Вход в Foro Romano, Римские форумы, располагается недалеко от Колизея. По сути, этот форум и есть центр древнего Рима, располагавшегося на холме Palatino (Палатин). Здесь был его оживленный центр многие столетия, начиная с момента основания. Сейчас же он представляет собой разрозненный набор развалин, принадлежащих различным зданиям, людям, векам. Что-то сохранилось лучше, что-то хуже. Где-то стоит одинокая колонна или стена, а где-то целое здание. В книге Мортона есть часть, посвящённая форумам. Он чувствовал, что ходил по священной древней земле, заходил в храмы, где проходили службы древним богам. Его искренне поражало, что большинство туристов относятся к форумам как и я – как к бесхозным развалинам. Нам часто бывают интересны не сами места, а те события, которые с ними связаны. Мы пытаемся мысленно дорисовать картину увиденного до той, которая запечатлелась у нас в голове при чтении книги или просмотре фильма. Всегда намного интереснее прикоснуться не к безликой древности, а к истории, насыщенной для нас настоящими людьми, которым мы сопереживали, вместе с которыми мы мысленно совершали военные походы, принимали важные государственные решения, вместе с которыми наблюдали за древним куполом небосвода, совершали открытия или влюблялись. Что бы с такими чувствами гулять по форумам, нужно прочитать множество книг освещающих обширный период. К своему стыду, я не знаю ровным счётом ничего ни об одном здании, ни об одной колонне, ни об одном кирпиче, оставшемся там. В моей памяти нет ни одного героя, которого воображение могло бы поместить на оживлённые улицы древнего центра огромной и великой Римской Империи. Ни весталки, ни сенаторы, ни простые римляне не предстают в моей голове как яркие и интересные образы. Но могу себе представить, насколько интересным посещение форумов может стать для человека, который интересуется той эпохой. Воображение которого восстановит из развалин разрушенные постройки, снова наполнит людьми некогда многолюдную Via Sacra, Священную дорогу, идущую параллельно современной Via dei Fori Imperiali. Как и для Мортона, люди будут для него не просто толпой, он сможет различить их по тогам, римской одежде того времени. Он увидит модника в длинной тоге, сенатора в тоге с пурпурной полосой или бедного гражданина Рима в поношенной тоге. Он увидит единственный, допускаемый в центр города в дневное время транспорт – лёгкую коляску весталок. Увидит дымок над их храмом и вздохнёт с облегчением, потому что поймёт, что в империи всё спокойно, раз священный огонь по-прежнему горит в храме богини Весты. Нужно только отпустить воображение, и оно само, не встречая никаких преград, дорисует нужные картины. Здесь нет ни оград, ни современных киосков, которые могли бы помешать ему. Даже строения за территорией форумов не мешают, а иногда и вовсе не попадают в поле зрения.





Спустившись с холма Capitolino, архитектурный ансамбль которого разработал сам Микеланджело, мы пошли налево и буквально уперлись в странное здание – такое ощущение, что над Колизеем надстроили пару жилых этажей. Если мы правильно ориентировались по карте, то это должен быть Teatro di Marcello. От него вправо уходят уютные узкие улочки, начисто лишённые туристов! Мы примерно представляли, где находимся, но шли просто в нужном направлении, а не чётко по карте. Это было здорово! Просто бродить! И это действительно стоит увидеть – жилые старые улочки, лишённые гогота многоликой толпы. Это на самом деле сложная задачка – хочется увидеть живой город, настоящий, а не те туристические декорации, в которых актёрами являются сами же туристы. Но в то же время, бродить между современных новостроек, пусть даже и среди одних итальянцев – удовольствие невеликое. Тут мы нашли именно то, что нужно – тихая старина! Маленькие церквушки, узкие улочки и пара местных жителей.






В одной из таких улочек мы наткнулись на кафе. Привлекло не столько само заведение, сколько его хозяин, стоящий в дверях – небольшого роста пожилой, но очень живой итальянец. Кроме него в заведении работает добротная дама, видимо, его жена. Блюдо дня – паста с грибами и овощная лазанья. Мы решили попробовать и то и то. Паста оказалась крайне неординарной. Вместо привычных макарон там было нечто вроде клёцек – кубики из теста и настоящие лесные грибы. Всё блюдо было жирным и ооочень сытным! Но вкусным! И конечно мы не могли обойтись без кофе. Кстати о кофе! Итальянцы утром пьют капучино, а после обеда – эспресо! Ещё вариации – Латте и Латте Макиато. Когда нам первый раз задали вопрос, что нам подать – кофе с молоком или молоко с кофе, нас это ввело в ступор. Оказалось, действительно есть такая вещь!




Следующий пункт программы – Campo de Fiori, площадь цветов. Здесь располагается рынок ещё с древних времён. Ну… рынок тут действительно есть. Но мы пришли, когда он только-только закрылся, а мусор ещё не вывезли. Это помойка! Представь, что может остаться от продуктового рынка? Вся площадь завалена тухлыми фруктами и ещё не убранными палатками! И всё это безобразие располагается вокруг памятника Джордано Бруно. В одном из отзывов прочитала такое описание памятника: «он похож не на молодого мыслителя-вольнодумца, а скорее на его угрюмых палачей». Не знаю, как выглядел сам Бруно, но описание памятника верное.


На Piazza Navona мы вышли с южной стороны. Эта часть площади почти свободна, тогда как другая, северная, полностью заполнена туристами и художниками. Эта площадь не является популярным римским ярлычком, таким как Колизей или Испанская лестница. Хотя само по себе место знаменито. Атмосфера здесь напомнила мне Мон-Мартр в Париже. Музыка, свободные художники,… На площади три фонтана, центральный – Fontana dei Quattro Fiumi, Фонтан четырёх рек, работы Бернини. На нём четыре человеческие фигуры символизируют четыре крупнейшие реки на каждом континенте – Ганг, Нил, Ла-Плата (Амазонка на тот момент ещё не была известна) и Дунай. На голову Нила накинуто покрывало – т.к. его исток на тот момент был найден. Фонтан находится перед церковью Святой Агнессы, фасад которой спроектировал Борромини, архитектор, бывший не в самых дружественных отношениях с автором фонтана. Есть нечто вроде легенды, гласящей, что Бернини, что бы показать свою неприязнь к работе Борромини специально сделал свой фонтан таким образом, что все фигуры либо отвернулись от церкви, либо выражают своё презрение. Однако, на самом деле, фонтан построен раньше церкви. Вообще, фасады римских зданий, это отдельная тема. Я обратила внимание, что иногда упоминаются разные архитекторы, спроектировавшие само здание и его фасад. Иногда разнились и даты окончания работ. Оказалось, что фасад это действительно самостоятельная часть постройки. Это нечто вроде мраморной нашлёпки на каменное здание. Смотрится… разрозненно.




На противоположной церкви стороне площади, между кафе, есть живописная дверь с цветущим балконом над ней. На площади множество художников, выставляющих свои работы. Но мы подошли именно к тому, у которого была потрясающая работа с видом на эту волшебную дверку. Масло на холсте. Мы специально прошлись, посмотрели, больше ни у кого подобного вида не было!


Бродя по улицам Рима, можно увидеть множество интересных моментов и нюансов. Нужно только суметь оторвать свой взгляд от огромного количества достопримечательностей, что на самом деле практически невозможно. Особенно в первый визит. Но иногда получается... На одном из зданий, как я поняла в качестве рекламы фотовыставки, были вывешены три фотографии. На одной из них монах в белом одеянии лежит на периллах террасы, а его юбка спускается до земли. Руки у него сложены в молитве. Сейчас смотрю и думаю, может это женщина, сморкающаяся в носовой платок? Но монах явно делает фотографию намного духовнее. В любом случае, фото необычное. Я даже попыталась повторить фото на следующий день в белой длинной юбке на перилах холма Pincio.





Ещё раз прошли через заполненную людьми p.za di Spagna и наткнулись на Babingtons Tea Rooms, чайную Бабингтон. О ней я прочитала у Мортона. Приятно узнавать не штамповые виды основных достопримечательностей, а что-то небольшое, неважное, но имеющее свою историю! Уже потом я увидела фото этой витрины в путеводителе через плечо одного туриста. Но тогда я о ней только читала. У меня и в мыслях не было искать её, она попалась случайно. Создавалось впечатление, что город начинает потихонечку открываться нам. Мы уже возвращались на знакомые места. Как старым приятелям, он открывал нам свои небольшие секреты и показывал уютные уголки. Как будто признавал в нас не обычных туристов, а настоящих путешественников!



Полный фотоальбом можно посмотреть здесь – "Римские каникулы".

Комментариев нет:

Отправить комментарий