понедельник, 24 октября 2011 г.

Римские каникулы. День третий


Сегодняшняя программа была ещё более насыщенна, чем в предыдущие два дня. Нам предстояло посетить Ватикан, поставить галочки напротив ещё нескольких обязательных достопримечательностей, просто погулять и в конце дня попрощаться с Римом.


Утро началось с запланированной экскурсии в Musei Vaticani, музеи Ватикана. Нас привезли и высадили у высокой глухой стены. Граница государства как-никак! Вход в музеи находится недалеко от станции метро Cipro, с которой мы добирались в центр. Перед дверьми уже выстроилась большая очередь, хотя времени было – около 8-9 часов утра! Оказалось, что сначала музей открывается на вход для групп туристов и только через час для индивидуальных посетителей. Очередь двигалась очень быстро. Буквально через 5-10 минут мы уже были внутри. Холл музея выглядит модерново – много стекла и металла.


Ватикану не чуждо и современное искусство – во дворике музея установлен огромный вращающийся шар с ядром, символизирующий нашу планету.



Войдя в музей, ты первым делом попадаешь в залы со скульптурой: работы древнего Рима, греческие статуи, шедевры эпохи Возрождения. Папы собрали неплохую коллекцию!



Есть там галерея с античными статуями. Греки любили ваять стройных обнажённых мужей. Один из пап в порыве благочестия прошёлся по галереи с долотом и обколол всем статуям их мужские достоинства, сочтя оригинальный их вид неприемлемым для жилища наместника бога на земле. Есть в этом ряду и ещё одна статуя – с обколотым большим пальцем на руке. Располагался он практически на том же уровне, что и обколотые части других скульптур. А видимо, увлёкшись, папа не заметил, что это другая часть тела))))))))) Во внутренних помещениях есть интересные залы, которые представляют собой нечто вроде внутренних двориков.


Следующий зал – галерея Шпалер. Тканые картинки. Выцветшие… Не более того.


Зато дальше – галерея Карт! На стенах развешаны карты различных городов Италии, областей, островов и конечно карта огромной Римской империи в период её расцвета. В самом конце, практически у выхода, висит карта Венеции. Очертания города и сами по себе весьма необычны и узнаваемы. А тут карта была ещё и очень похожа на ту, которую я скинула себе в телефон. Кроме этой карты запомнился потолок галереи – расписанный множеством отдельных картинок в рамках, он был ярко подсвечен скрытыми светильниками.


Особенно впечатляюще это выглядело на фоне окон с темным грозовым небом. Пасмурно было и с утра, но пока мы ходили по музею, началась настоящая гроза. Дождь хлестал в открытые окна практически на музейные экспонаты, что почему-то ничуть не смущало смотрителей.


Дальше, через узкую лесенку, вход в Cappella Sistina, Сикстинскую капеллу. Названа она в честь папы, во время правления которого была построена. В капелле нельзя фотографировать и разговаривать. Вообще, сказать, что в помещении была глухая тишина нельзя совсем. Там стоял тихий монотонный рокот. Периодическое шиканье одного из смотрителей на несколько секунд только приглушало его. А потом голоса снова набирали свою силу. Само помещение воспринимается слишком «никак» для места такого значения. Ведь именно здесь проводятся конклавы – собрание кардиналов для выбора нового папы после смерти предыдущего; именно из окна этого помещения поднимается труба, по дыму из которой собравшиеся на площади св. Петра определяют, выбран новый понтифик в ходе очередного голосования или нет. В конце концов, здесь располагаются два шедевра мирового значения – потолок капеллы расписан сюжетами Сотворения мира, а на стене изображён Страшный суд – знаменитые работы Микеланджело! Но помещение тёмное, посредине стоит перегородка, а его назначение вообще никак не угадывается. Работы Микеланджело, конечно, поражают! Но почему-то я была уверена, что Сотворение мира должно выглядеть, как и Страшный суд – одной целой картиной, а не различными фрагментами, каждый в своей рамке. Короче, желания пробираться между толпами людей и изучать помещение не было. Мы буквально прошли его насквозь и встали рядом с выходом, ожидая, когда подтянется группа.
Сикстинской капеллой обычно заканчиваются все экскурсии. Справа есть выход для групп, через него можно попасть напрямую к Basilica di S. Pietro, собору св. Петра. Войти обратно уже нельзя. Слева вроде бы есть дверь для индивидуальных посетителей, там продолжение осмотра. Мы вышли в правую дверь и пошли к собору. На улице шёл дождь, но на площади св. Петра было множество людей.


Собор мне напомил православные храмы (Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге например). Наверное своими габаритами, обилием мрамора и колонн… В католических храмах как правило всё свободное пространство занято скамейками для молящихся, а здесь под них отведена лишь небольшая (относительно габаритов всего собора) площадь у самого алтаря. Почти в центре собора стоит постамент с куполом. Я опять прослушала всю экскурсию, но вроде бы именно под ним захоронены мощи святого Петра.



После экскурсии по собору нас вывели на улицу, показали швейцарских гвардейцев и провели через всю площадь в сувенирный магазинчик. Половина туристов были в шоке – почему нельзя было закончить экскурсию ещё в музеях или хотя бы в соборе, зачем надо было тащить нас в обязательном порядке сюда??? Дело в том, что билет в музеи действителен только на одно посещение, вход в собор бесплатный, но что бы попасть и туда и туда теперь нужно отстоять огромные очереди. Например, в собор очередь растянулась на половину периметра площади!


Нам предоставленного времени хватило. Мы вернулись на p.za S. Pietro только что бы зайти на почту государства Ватикан. Как раз между почтой и выходом из собора стоят швейцарские гвардейцы. Форму им придумал ещё Микеланджело. Она довольно-таки смешная – широкие полосатые рукава и штаны вряд ли могут сейчас смотреться актуально. Где-то я читала, что это только в России несущие свою вахту у вечного огня солдаты могут стоять, не шевелясь, часами. Для итальянца такое физически невозможно (хотя гвардейцы вообще-то все имеют швейцарское гражданство, это обязательное условие для поступления в гвардию, но не суть). Они переминаются с ноги на ногу, ходят и разговаривают друг с другом. Мы застали процедуру смены караула. Как и у нас, новый часовой пришёл не один, его привёл другой товарищ, который потом забрал первого. Но выглядело это примерно так – вышли из дверки, прошлись пару метров, поменялись, ушли обратно. Ни тебе торжественности, ни чеканного шага, ни сознания безграничной важности своей миссии, читаемого на сосредоточенном лице!


Дождь наконец-то перестал, и можно было прогуляться по площади.



В окнах комнаты папы горел свет, наш гид предположила, что он сидит на своей страничке на FaceBook’е. Нынешний папа действительно идет в ногу с современными технологиями.


На площади есть две точки, отмеченные в кладке брусчатки. Они являются центрами эллипса. Если встать в одну из этих точек, то три ряда одной части колоннады скроются друг за другом и превратятся в один. Простая геометрия. Не ахти какое чудо. Но желающих сделать с этой точки фотографию много.



Можно подняться на купол собора св. Петра. Но мы туда не пошли, не хотелось стоять в очереди, да и вообще решили, что в городе и так много обзорных площадок. А эта ещё и платная.
Больше нам там было делать нечего, и мы вновь отправились изучать город. Но перед этим зашли в аптеку. Объясняться на пальцах с аптекарем оказалось гораздо сложнее, чем спрашивать дорогу. Слава Богу, попалась очень понятливая и приятная женщина, и мы купили всё, что нам было нужно. Слова Мортона «Быть здоровым в Риме дорого, а болеть совсем не по карману» оказались истинной правдой!


В Castel S. Angelo можно войти, там музей. Но у нас на это не было времени. Замок – настоящая крепость, построенная на фундаменте мавзолея римского императора Адриана. Он являлся убежищем папы в неспокойные времена. С Ватиканом его соединяет стена, являющаяся закрытым проходом. От замка через Тибр ведет ponte S. Angelo, мост святого Ангела.


Если идти по мосту от замка, то по моим подсчётам, слева внизу, на противоположном берегу реки будет то самое место, где в фильме «Римские каникулы» Одри Хепберн и Грегори Пек весело отплясывали на танцах и бесстрашно сражались с княжеской охраной. Странное расположение места для танцев. Пусть католическая религия и более терпимая к светской жизни, но ночные танцы…


Дальше улочки-улочки-улочки и мы вышли на p.za Navona. Вчера она нам так понравилась, что мы решили обязательно вернуться и пообедать тут сегодня. Мы выбрали Dolce Vita с сиреневыми столами и стульями и с помидорами черри в вазочках. На этот раз я выбрала пиццу Маргарита и капучино с бисквитами.




Мы сидели за столиком в открытом кафе и разглядывали публику на площади. Там были туристы-англичане, с раскрытыми ртами рассматривавшие фонтаны, местные жители, зашедшие на площадь отдохнуть на лавочке, туристы-итальянцы, с завидной лёгкостью путешествующие с маленьким ребёнком, огромный американец, под которым опасно прогнулась ограда фонтана и, конечно, множество художников, продающих свои работы или только рисующих фрагменты этого потрясающего места.




Гуляя, мы случайно вышли к Ponte Umberto I, мосту Умберто I. В этом районе дороги очень оживленные, а в прилегающих кварталах много офисов и спешащих на работу местных жителей.



До сих пор не могу вспомнить, где же я читала про Mausoleo di Augusto (Мавзолей Августа)… Смутно всплывают в памяти слова о его тихом величии, прошедшем сквозь века. О том, что он был забыт, а иногда вообще использовался в качестве склада. И при этом он продолжает стоять целый и невредимый посреди современного города. Продолжает хранить в себе и нести потомкам то, что было заложено в него многие века назад. Сейчас он стоит огороженный тонкой сеткой. Он не музей, не туристическая мекка. Но по-прежнему существует. Он просто есть. И вспоминается именно с тем должным величием, вызывает то уважение, которое испытывали люди к нему в те времена, когда он только-только был построен.


Стояла дикая жара. После грозы небо прояснилось. От свежести дождя не осталось и следа. Только палящее солнце, уставшие ноги и жажда! Вот примерно в таком состоянии мы вышли на P.za del Popolo. Во время чтения путеводителя, я видимо тоже выдохлась, когда дошла до неё. Не знаю, что тут смотреть. Помню что-то про фонтан, про церкви-близнецы, про ворота города, Фламиниеву дорогу... Но рассказать про них ничего не могу.



Главное, зачем мы сюда пришли – обзорная площадка на холме Pincio (Пинчо), на p.za Napoleone. Подняться туда в такую жару стоило огромных усилий, несмотря на то, что почти вся лестница скрыта в тени деревьев. Зато вид оттуда оправдал все затраченные усилия! Такое ощущение, что ты поднялся над городом. И не просто находишься в высокой его части, а уже вне города, будто паришь над ним! Большая площадь, усыпанная мелким белым гравием, белая точёная ограда на самом краю обрыва. Внизу – P.za del Popolo, а от неё расходятся улочки, и дальше вырастает целый город. Находясь здесь, чувствуешь себя действительно сторонним наблюдателем. По-настоящему потрясающее место для своих вилл выбрали Боргезе и Медичи. Хотя тогда оно было совсем другим. Сейчас оно тихое, малолюдное, спокойное. Здесь нечего делать. Можно только гулять по аллеям парка среди белых бюстов и немногочисленных фонтанов и любоваться открывающейся панорамой Рима.







У Мортона холм описан на закате. Представляю, как эта картина выглядит залитая розовыми и лилово-оранжевыми лучами закатного солнца. В это время здесь, наверное, ещё тише. И ещё красивее. А мне представилась картина залитого лунным светом города. Нет никого вокруг. Только я одна сижу на перилах, забравшись туда с ногами. И смотрю на город. Даже ветра нет. Блики лунного света играют на крышах и в окнах зданий… И вокруг никого. А может это не ночь? Может это ранние предрассветные часы? Когда весь город ещё спит, но небо уже посветлело. Всё вокруг хорошо видно, но солнце ещё не встало. Оно ещё не залило город своим светом. А я сижу так же по-турецки на периллах, легко и свободно. Совершенно не думая о том, что в любой момент могу сорваться в пропасть. Это невозможно. Я сижу и думаю о вечном. Дует лёгкий ветерок… Город вот-вот проснётся. Но этот момент бесконечен. Он может длиться столько, сколько нужно. Что бы успеть подумать… обо всём... и обо всех.
Мы долго просидели здесь. Потому что устали, потому что хорошо. А дальше пошли вглубь парка. И наткнулись на небольшую выставку современного искусства под открытым небом. Тут были и Бэтмен с Суперменом в образе Адама и Бога, вдыхающего в него жизнь (фрагмент росписи Сикстинской капеллы), и женщина-Апполон, и часы Дали, и ещё много всего непонятного.






К Испанской лестнице мы пошли по самому краю территории Villa Borghese (виллы Боргезе), по краю обрыва над городом. Постепенно он спустился к дороге, ведущей к Испанской лестнице. Но выше, там, где он ещё был огорожен бордюром, где стояли колонны, на самом углу villa Medici мы нашли… лужу! Видимо она осталась от утренней грозы. Растеклась между колоннами до самого края обрыва. В ней отражалась решётка ограды и небо Рима.


Чуть дальше, уже где-то наверху возвышается здание villa Medici. Отвесная стена вся увита фиолетовыми цветами. Среди них стоит колонна с вездесущей надписью S.P.Q.R. – Сенат и Граждане Рима (Senatus Populusque Romanus). Ещё чуть ниже по дороге стоит одинокий бюст на фоне той же сплошной стены. Сверху на него спускается зелёный вьюнок, а ещё выше, в глубине сада растут вечнозелёные пинии.




Сначала дорога шла на уровне крыш близлежащих домов. С неё хорошо были видны зеленые веранды на них. Где-то кафе, где-то часть квартиры.


Постепенно людей становилось всё больше и, наконец, мы вышли к Испанской лестнице. Она как всегда многолюдна. Мы нашли свободные ступеньки и сели. Перед нами вдаль уходила Via Condotti. Внизу плескалась вода в Fontana della Barcaccia, а над нами возвышалась церковь Trinita dei Monti. На ступенях сидело много забавных людей. Туда-сюда сновали вечные торговцы цветами. Внизу группа испанцев пела свой гимн. У каждого в руке был красный цветок. Кстати Piazza di Spagna – оживленная проезжая улица при всей своей забитости туристами. Автомобилистов было по-настоящему жалко! За руль в Риме как-то совсем садиться не хочется.





Ступени Испанской лестницы нереально скользкие! Об этом нас предупредили заранее, да и не заметить это сложно. В последние годы это место превратилось в центр моды – здесь проходят показы именитых дизайнеров. Фон для мероприятия действительно шикарный. Но страшно представить моделей, спускающихся тут в немыслимых платьях на высоченных шпильках! Пусть даже они покрыты коврами! Скользкий не только сам материал, но и покатая их форма ступеней способствует долгому полёту!
Забавно лестница должна была выглядеть в XIX веке. Большинство путешественников тех времен упоминали о натурщиках и натурщицах, которые ходили здесь в национальных костюмах и принимали живописные позы, надеясь, что их заметят художники. 

Почему-то туризм всегда казался мне современным явлением. Наверное дело в том, что никто из предыдущих поколений моей семьи не уезжал дальше нашего юга. Да и сама я начала путешествовать буквально пару лет назад. Читая Мортона, я с удивлением узнала, что он описывает туристов середины XX века примерно так же, как их видят и сейчас – это замученные, вечно бегущие к следующей достопримечательности люди в шортах. Более того, туризм существовал и в гораздо ранние времена. А в XIX веке путешествия перестали быть привилегией только аристократии. Поток туристов хлынул со всех уголков мира. И конечно же, Рим стал одной из самых посещаемых точек на Земле. 

В целом, я не так представляла себе моё знакомство с вечным городом. Несмотря на всю подготовку, было много скомканных моментов, да и сжатые сроки нашего пребывания здесь не дали в полной мере изучить город. Мы не успели по-настоящему раствориться в нём. Однако, я успела влюбиться в Рим. Мечтаю сюда вернуться. Кто-то, уезжая, сказал: «Этот город слишком велик и стар, что бы ему было до меня какое-то дело. Он стоял здесь веками. И будет стоять дальше. Он видел множество людей: приезжих, местных,.. великих людей! Ему всё равно, вернусь я или нет. Поэтому глупо давать обещания вернуться ЕМУ, лучше пообещать СЕБЕ, что однажды ты обязательно снова ступишь на эту землю!» И на следующее утро, когда мы покидали Рим, вместе со словами «Arrivederci Roma», я пообещала себе, что обязательно вернусь в этот такой волшебный и такой настоящий город!




Полный фотоальбом можно посмотреть здесь – "Римские каникулы".

Комментариев нет:

Отправить комментарий