среда, 24 июля 2013 г.

Парк Гуэль и Гауди

¡Hola mi amigo!
Гауди - самый знаменитый каталонец для любого иностранца. И просто самый важный человек для любого каталонца. Им гордятся, им восхищаются, его почти боготворят. И это несмотря на то, что многие его творения до сих пор вызывают недоумение и даже возмущение со стороны некоторых скептиков и классиков. Сегодняшнее письмо о гении каталонской архитектуре Антонио Гауди – аскете, вегетарианце, гении, который всю жизнь боялся женщин и не любил людей в очках.
В конце XIX - начале XX века Барселона начала активно расширяться и застраиваться. Были приняты планы застройки новых районов. Если посмотреть с высоты птичьего полёта на район Эшампле, родившийся именно тогда, можно увидеть чёткие квадратики аккуратных кварталов с внутренними садиками, скрытыми от посторонних глаз. Этот порядок не нарушен до сих пор! Хотя тогда, больше ста лет назад, противники недоумевали: "Как можно строить такие широкие проспекты?!? Здесь будет слишком сильный ветер, и люди будут простывать, гуляя по ним!" Но пока от пневмонии здесь никто не умер. И даже сильным мира сего, хоть и не сразу, но приглянулся этот район. Они начали заказывать архитекторам постройку особняков. Главным образом на бульваре Грасия и в ближайших улочках. Среди них несколько отдали своё предпочтение Гауди. Странному, нелюдимому гению. Благодаря этому на Грасии выросли Каса Батльо и Каса Мила.

Касса Батльо – сказочный домик, напоминающий не то жилище волшебника, замок из странного сна... Дом не имеет ни одного прямого угла, и архитектором здесь продумана каждая мелочь. На самом деле чешуйчатая крыша дома и необычная труба символизируют дракона тьмы, наколотого на крест святого Георгия, покровителя Барселоны. (Украли у Москвы!!!)
Касса Мила, хоть и выделяется среди соседей, кажется куда более... приземлённым что ли. Уже узнаваемые плавные линии, неоднородный фасад, но нет сказочности, нет того, что заставляет рассматривать здание с раскрытым ртом. Нет этого чувства ровно до тех пор, пока не узнаёшь задумку автора. То, что ты видишь сейчас, должно было послужить всего лишь... постаментом! Шестиэтажным основанием для огромной статуи Богоматери посреди жилого квартала! Дом стал последним светским заказом Гауди перед главным его творением - Храмом Святого Семейства, Саграда Фамилия. Религия оказывала огромное влияние на его творчество. Но от первоначальной грандиозной задумки, так и не получившей одобрения заказчика, у Каса Мила осталась лишь латинская надпись, вьющаяся по фасаду.
Справедливости ради должна сказать, что барселонцы поступают нечестно. Славя Гауди, они совершенно забывают про других не менее гениальных архитекторов. В одно время с ним здесь творили великие люди - Лео Морер, Энрике Сангиер, Доменек-и-Монтанер или, например, Пуч-и-Кадафалк, по совместительству бывший тогда мэром Барселоны и поставивший рядом с касса Батльо свой дом Амалье. Как-то здания Гауди поражают,.. но не нравятся. А согласись, жилой дом должен быть уютным и красивым гораздо в большей степени, нежели необычным и запоминающимся. Но, бренд есть бренд. Поэтому рядом с подсвеченной как днём Касой Батльо, дом Амальо стоит скромно, в полнейшей темноте. (Я про тот, что слева, со ступенчатой крышей):
Ещё один проект знаменитого архитектора путает туристов, нося имя другого человека - Парк Гуэль. На самом деле всё просто – Уэсеби Гуэль был главным заказчиком и покровителем Гауди. Именно ему принадлежала идея (и деньги, естественно) создания необычного элитного жилого района вдали от уже облюбованных богачами мест. По меркам Барселоны того времени, находился он даже не в Бутово, а ближе к Подольску. И не важно, что сейчас туристы успевают за час или два дойти пешком от него до самого сердца города. Проект провалился. Из выделенных под застройку участков куплены и обустроены были всего три. На одном жил сам Гуэль, на другом Гауди, на третьем - случайно затесавшийся в эту компанию адвокат. И дело здесь было не только в удалённости места. К будущим имениям предъявлялись жёсткие требования – как должно выглядеть здание, как его можно использовать,... Кстати, для меня было очень странно, что дом, в котором жил Гауди, был спроектирован не им самим, а другим архитектором и в совершенно иной манере.
Перестав быть жилым районом, парк Гуэль стал общедоступным местом проведения досуга, одной из главных туристических достопримечательностей Барселоны. Пряничный домик привратника превратился в небольшой музей и сувенирный магазинчик.
Под сводами зала Ста колонн, где должен был располагаться рынок натуральных продуктов, сейчас проводятся выставки и фестивали. Зал звонкий и гулкий, так и слышишь здесь "Малосольные огу-у-урчики! Деревенская смета-а-ана!"
Остальные же места сменили свою публику, но назначение их осталось прежним. Ящерица, ставшая символом города, встречает не фешенебельные кареты и ретромобили с водителями, а туристические автобусы.
Вместо буржуазных постояльцев на знаменитой скамье теперь сидит разношёрстная многонациональная толпа. Здесь снова религиозная тема и неординарность Гауди – слово Maria вырезано вверх ногами, чтобы удобнее было читать с небес! Скамья выложена черепками миллиона побитой посуды. Историки никак не могут решить, были они собраны на свалках города или же специально «подготовлены» из лучших антикварных сервизов.
Говорят, каждый найдёт здесь удобное для себя место. Спасибо рабочим! Бедных работяг заставили сесть на ещё не застывший бетон…без штанов! В общем, для формирования анатомически правильных ортопедических поверхностей! А ты думал, это как делается?)))
До встречи! Где-нибудь, где мы ещё не были или там, куда обязательно вернёмся!
Все фото из Барселоны – в альбоме «Барселона» на Яндекс.Фотках
Все письма из Барселоны
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий